В День Победы родилась семья
В копилке Людмилы Артёмовны Онучак (Погосян), доктора химических наук, профессора, заведующей кафедрой физической химии и хроматографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королёва, почти полвека трудового стажа, более трёхсот научных работ и тридцать патентов на изобретения. Двигаться вперёд, преодолевая самые сложные периоды, ей всегда помогала память о родителях-фронтовиках, рано ушедших из жизни. В кабинете учёного на видном месте – старая фотография мамы, с виду такой юной и хрупкой, а на деле очень сильной женщины. С истории семьи Онучак мы и начали нашу беседу.
…Нина Фроловна Ерошкина и Артём Хачатурович Погосян поженились 9 мая 1945 года в Софии. Она была радисткой, участвовала в Сталинградской битве и в форсировании Днепра. На переправе через Днепр фашисты разгромили всю роту. Выжили только Нина и один раненый боец, которого девушка вытащила на себе из ледяной реки.
Артём в девятнадцать лет принял бой, защищая Перемышль. Пограничный город-крепость, как и Брест, встретил первый удар немецких войск 22 июня 41-го. Выживших и вырвавшихся из окружения можно было пересчитать по пальцам, одним из них оказался рядовой Погосян, которого годом ранее призвали на срочную службу в армию. На дорогах войны встретились армянский юноша из маленькой горной деревушки Нагорного Карабаха и русская девушка с хутора на Ставрополье.
И вот они празднуют Великую Победу, навсегда соединив в этот день свои сердца. А дальше – громадьё планов на мирную жизнь, строить которую молодожёны едут на родину Артёма — в Нагорный Карабах. Там, в городе Степанакерте, у супругов родились двое сыновей и единственная дочь – Людмила.
Родители мечтали, чтобы девочка стала музыкантом, получив образование в консерватории. Параллельно с обучением в старших классах средней школы Людмила поступила в училище по классу фортепиано. Ей нравилось играть, появились любимые произведения Бетховена, Моцарта, Рахманинова и Шопена, её исполнение отзывалось в сердцах слушателей, и особенно – родителей.
Наука — это модно
Но, занимаясь музыкой, Людмила чувствовала: это не её стихия. Окончив школу с серебряной медалью (в аттестат закралась единственная «четвёрка» – по физкультуре), семнадцатилетняя девушка вместо четвёртого курса музыкального училища отправилась в Москву – поступать на химический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова. Родители опешили, но возражать не стали. Несмотря на серьёзный конкурс, наша героиня сдала экзамены с первого раза.
Химию Людмила выбрала не случайно – сказался авторитет школьной учительницы. А ведь отношение к предмету во многом зависит именно от наставника – если учитель влюблён в предмет и не жалеет времени для разъяснений, ученики обязательно последуют за ним. На уроках они не ставили опыты – в Степанакерте не было ни лаборатории, ни оборудования, так что слушали дети исключительно теорию. Однако она не казалась скучной или непонятной, педагог умела захватывающе преподносить материал. При этом наставница была строгой и требовательной. Эти качества перекликались с характером самой Людмилы.
А ещё в молодёжных газетах того времени много и интересно писали о естественных науках. Юноши и девушки мечтали совершать открытия. Героями фильмов тоже становились учёные. Людмила Артёмовна вспоминает, как сильно её впечатлила кинолента «Девять дней одного года», рассказавшая об опасной работе физиков-ядерщиков.
…Шли 1960-е годы. Заниматься наукой было модно и престижно.
Пришла однажды и надолго
Первые химические опыты у Людмилы Артёмовны состоялись в МГУ. Особенно запомнился один – неудачный. Студентка определяла температуру плавления металла и, видимо, из-за неполадок с прибором облилась горячей серной кислотой. Преподавательница и одногруппники среагировали мгновенно – посадили в раковину, отмыли. Повезло, что на Людмиле в тот день было плотное вельветовое платье – оно и спасло от серьёзных последствий.
Первой специализацией, ещё до переезда в Куйбышев, у Людмилы Артёмовны была коллоидная химия.
– Это важная часть науки, посвященная свойствам вещества, находящегося в дисперсном (мелкоизмельченном) состоянии. Сейчас часть коллоидной химии называется нанохимией, – поясняет учёный и демонстрирует наглядный пример.
В её кабинете стоит колбочка с измельчённым кремнием. При неизменной формуле сухой порошок ведёт себя как жидкость хотя это твёрдое вещество. А для человека, далёкого от науки. – чудо: ты чётко видишь, как льётся «молоко» в сосуде, но при определённом ракурсе понимаешь, что там песок. Химия подобные метаморфозы разъясняет и находит для них практическое применение.
Металлам в дисперсном состоянии Людмила Артёмовны посвятила диссертацию, написанную в аспирантуре МГУ, где её оставили учиться, отметив самостоятельность в работе. Целью исследования стал поиск более прочных сплавов для различных изделий.
– Я работала с безвредными металлами – цинком, галлием, алюминием. Некоторые одногруппники шли другим путём, не боялись рискованных экспериментов, которые затем сказались на здоровье, — вспоминает Людмила Артёмовна.
В Москве она вышла замуж за студента-радиохимика. Распределили супругов Онучак в Куйбышев – на родину мужа.
– Здесь родились и выросли две наши дочери, это теперь и мой дом тоже, – улыбается профессор.
В 1975 году Людмила Артёмовна поступила на работу в Куйбышевский Государственный университет (сегодня — Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева). И вот уже сорок восемь лет она трудится на одном месте.
Поначалу она, молодой учёный присоединились к научной группе физиков. Первый патент был получен по диспергированию почечных камней – это технология, позволяющая измельчить образования так, чтобы они могли выйти из организма без операции, естественным путём. Затем Людмила Артёмовна взялась за преподавательскую работу.
Мастера хроматографии
В 1981 году кафедру общей и неорганической химии в Куйбышевском госуниверситете возглавил Марк Соломонович Вигдергауз.
С этого момента началось перепрофилирование научного направления, и с 9 июня 1982 года по приказу министра высшего и среднего специального образования РСФСР она стала именоваться кафедрой общей химии и хроматографии. На тот момент –единственная в стране, выпускающая специалистов по хроматографии. Прежде здесь работали химики различных направлений науки. Каждому из них Марк Соломонович предложил пути сочетания его «природных склонностей» (родной научной специализации) с богатейшими возможностями хроматографии. В результате появились интересные научные труды на стыке хроматографии и информатики, физической, коллоидной химии. Были заложены основы тех научных направлений, по которым уже после ухода Марка Соломоновича из жизни защищались докторские диссертации, в том числе Людмилой Артёмовной Онучак.
– Хроматография – это метод аналитической химии. Уникальность в том, что он позволяет анализировать многокомпонентные смеси. В отличие от других методов, которые анализируют индивидуальное вещество, – объясняет Людмила Артемовна. – На практике хроматография применяется в самых разных отраслях. Для Самарской области она особенно актуальна в нефтехимической и фармакологической промышленности. Одна из аспиранток Людмилы Артёмовны выполняла анализ состава сердечно-сосудистых препаратов, чтобы выяснить, безопасны ли их исходные компоненты для здоровья. Теперь молодой учёный работает на крупном предприятии по производству лекарств.
Незаменима хроматография в экологии и подразумевает анализ состава воздуха, воды и почвы. Один из выпускников профессора Онучак трудится на заводе, где выпускают корма для домашних животных.
Свою докторскую диссертацию, посвященную использованию жидких кристаллов как сорбентов для газовой хроматографии, Людмила Артемовна защитила в 1997 году. Применяться на практике исследование может в нефтехимии для определения изомерного состава углеводородов, которое влияет на октановое число бензина. Идея принадлежала наставнику – Марку Соломоновичу. Но, увы, писала диссертацию Людмила Артёмовна уже без шефа. Более того, в то время возникли проблемы со здоровьем. Но она с намеченного пути не свернула – справилась.
– Думаю, сказалось горское честолюбие. Это у меня от отца. Хочется доказать себе, что смогу подняться выше, — считает Людмила Артёмовна и добавляет, что и прибавка к зарплате, которую давала высшая учёная степень, в те годы была нелишней. Времена были сложные: глава семьи, педагог, был вынужден выходить таксовать по ночам…
В непростые 90-е годы Людмила Онучак возглавила кафедру физической химии и хроматографии. Это были трудные годы, когда прекратилось базовое госбюджетное финансирование научно-исследовательского сектора в вузах, не выделялись деньги на закупку оборудования. Большую помощь оказали кафедре самарские нефтяники и сервисные компании, работающие в области нефтедобычи. Наличие хоздоговорных работ материально поддерживало преподавателей и позволяло содержать парк приборов. В новых условиях нужно было искать дополнительные пути для поддержки научных исследований. Учёные нашли – брались за реализацию различных проектов, в том числе федеральных, участвовали в грантовых конкурсах. Кафедру удалось сохранить. Но по сей день здесь очень бережно относятся к оборудованию. Несмотря на наличие современных хроматографов, всё ещё в строю их предшественники – приборы, выпущенные в 1980-х годах.
***
– А что для вас самое большое счастье – наука или семья? — интересуюсь я.
– В первую очередь я женщина, – отвечает Людмила Артёмовна. – Но нас учили: Родина – приоритет. Поэтому работа в моей жизни занимает значимое место. Пришлось проявить упрямство и настойчивость, чтобы сохранить кафедру и хроматографию. Сегодня есть чем гордиться: наш Центр хроматографии – один из ведущих в России.
– Можно ли утверждать, что химия больше все-таки мужское дело? – задаю я следующий вопрос, тем более что в беседе Людмила Артемовна больше называла имена учёных-мужчин – Марка Вигдергауза, Юрия Золотова, Виктора Берёзкина.
– Вовсе нет. У нас на кафедре три профессора – женщины. Среди студентов большинство – девушки. И знаете, из химиков получаются отличные жёны – мы знаем, что и как прокипятить или продезинфицировать. А ещё хаоса вокруг нас не бывает – в быту, как и в науке, мы следуем строгим правилам, – уверена Людмила Онучак.
У химии сегодня есть будущее, что подтверждает приемная кампания в университет – заявлений подано больше, чем имеется мест.
– Химия – основа всего. Если нет вещества, материала, биологической молекулы, нет и живого существа. Всё – и воздух, и металлы – состоят из химических веществ. Основа основ – химия. Если не считать Бога. Но и Бог без химических молекул вряд ли бы нас создал, – говорит Людмила Артёмовна.
Кирилл Копытин, доцент кафедры физической химии и хроматографии:
– С благодарностью вспоминаю лекции Людмилы Артёмовны по термодинамике и коллоидной химии. Знания я применяю на практике, в своей исследовательской работе. Людмила Артёмовна и мой научный руководитель Станислав Юрьевич Кудряшов – два педагога, благодаря которым я определился с делом всей своей жизни и остался работать в университете. Была ли Людмила Артёмовна строгой? Я даже не задумывался об этом. Помню, она с первого занятия показалась очень приятным человеком, к ней хотелось прислушиваться. Бывало, обращался к ней после учебных пар и просил разъяснить что-то сверх программы по коллоидной химии. Она никогда не отказывалась. Теперь я сам преподаю и веду себя со студентами так же. Никогда не игнорирую их вопросы, хотя они могут быть весьма неожиданными и не всегда по теме лекции. Если я буду учить, ориентируясь на пример моих наставников, значит, в будущем и мои студенты пополнят ряды успешных учёных.
Светлана Курбатова, профессор кафедры физической химии и хроматографии:
– Людмила Артёмовна отличается высоким профессионализмом и доброжелательностью. Она многогранный специалист, который ведёт и научную, и педагогическую, и грантовую работу. Профессор Онучак – отличный организатор. Она умеет найти подход к молодёжи. Юноши и девушки чувствуют её искренность и человечность. Если у студентов возникают проблемы в учёбе, Людмила Артёмовна их не бросает — проводит дополнительные занятия, помогает найти кураторов в группе среди ровесников. У неё такое правило: с причинами неуспеваемости нужно разбираться индивидуально. Ведь бывает, что дело не в банальной лени, а в другом – например, что-то случилось в семье. В таком случае поддержка педагога очень важна.
Источник: socgaz.ru